Пардон за задержку, я на другой половине планеты. Zakhar, вот пример, текст ниже занял 20 секунд на промт и 5 (пять!) секунд на написание. Его можно расширить ещё на 10 страниц за 5 (пять!) секунд. Если я зачитаю его перед камерой, я уже буду экспертом, блогером, и обозревателем, или ещё нет?
(и такого говна генерится для "энторнетов" процентов 95, как минимум, а "читатели-зрители" ссут кипятком от "обзоров" и "экспертных оценок". Алё, это робот и "монетизаторы интернета", никакого отношения к "экспертам" не имеющие)
--------------------------------------
Развёрнутый обзор автомобильной промышленности Китая на русском языке. Включены основные производственные группы, их специализация и недавние тенденции по состоянию на середину 2025 года.
---
## **Страница 1: Государственные гиганты (Big Four)**
### **1. SAIC Motor (上海汽车集团)**
**Объёмы:** В 2024 году продано 4,6 млн автомобилей; около 60 % — собственные бренды: Roewe, MG, Rising, IM и Maxus. Экспорт составил около 1,1 млн автомобилей, включая производство в Таиланде, Индонезии и Индии
**Модели и сегменты:** Легковые автомобили — 2,59 млн; внедорожники — 1,456 млн; MPV — 963 тыс.; коммерческие грузовики — 558 тыс.
* **Специализация:** Активное развитие NEV‑линейки, включая гибриды и электромобили; государственные Joint Venture с Volkswagen, GM и GM‑Wuling
### **2. FAW Group (第一汽车集团)**
**Структура:** Государственная корпорация с брендами Hongqi (флагманский люксовый бренд), Bestune и JVs с Toyota и Volkswagen. В 2025 году рост продаж NEV составил почти +95 %
**Развитие:** Бренд Hongqi активно переводится на EV‑модельный ряд; Bestune показал рекордный рост за полугодие.
### **3. Dongfeng Motor (东风汽车公司)**
**Итоги:** Основной фокус — совместные предприятия с Nissan, Honda и PSA; свои бренды — Aeolus, Voyah и Forthing. Продажи через foreign‑brand JV составляют до 70–80 %
**Сложности:** Низкая загрузка мощностей (<50% ); спад на внутреннем рынке и давление на балансировку производственных и сбытовых мощностей
### **4. Changan Automobile (长安汽车)**
**Продажи:** В первой половине 2024 года продано \~809 000 автомобилей в Китае и экспортировано \~279 000 (+30% )
**Международная стратегия:** Имеет связи с Volvo, Polestar, Lotus; развивает премиальные EV бренды Zeekr и Avatr.
---
## **Страница 2: Частные и экспортно-ориентированные группы**
### **5. Chery Automobile**
**Экспортный лидер:** В 2024 году экспорт составил 1,144 588 автомобилей — рекорд среди китайских автопроизводителей
**Глобальная сеть:** Экспорт в более чем 80 стран, имеются заводы в России, Латинской Америке и на Ближнем Востоке
**Партнёрства:** Сотрудничество с Jaguar Land Rover по бренду Freelander, создание EV‑подразделения FR Brand Division и совместные проекты с Nio в области сетей сменных аккумуляторов.
### **6. Geely Holding Group**
**Бурный рост:** В 2025 году группа вырвалась вперёд, опережая Volkswagen; рост +64 % по объёмам, что обеспечило ей вторую строчку на внутреннем рынке Китая ([automobility.io][7]).
***Активы:** Владеет Volvo, Lotus, Polestar и премиальным брендом Zeekr. Стремится к глобальной экспансии через M\&A и премиум-сегмент.
### **7. Great Wall Motor (GWM)**
**Сегменты:** Специализация на SUV (Haval), пикапах и EV‑бренде Ora.
**Глобальное присутствие:** Производственные площадки в Бразилии, Таиланде, России; экспансия в Европу
### **8. Wuling / SAIC-GM-Wuling**
**Micro‑EV лидерство:** Hongguang Mini EV — самая продаваемая модель EV в Китае, более миллиона проданных копий с 2020 года.
**Сегмент:** Ультра‑бюджетный EV‑сегмент, предназначенный для плотных городских условий.
---
## **Страница 3: Новые игроки NEV‑сектора**
### **9. BYD Auto**
**Лидерство:** В 2024 году продано более 4,27 млн NEV (1,76 млн BEV и 2,49 млн гибридов) — рост +41 % за год
**Интеграция:** Собственные производства батарей, силовых агрегатов и электроники через подразделения FinDreams.
**Международное расширение:** Заводы в Узбекистане, Бразилии, Тайланде и других регионах; первая EV‑линия в Европе.
**Рыночные тренды:** Снижение производства в июле 2025 года на –0,9 %, но рост продаж +0,6 % до \~344 k автобилей; усиленное внимание регуляторов к разрушительной ценовой конкуренции
### **10. NEV‑триада: NIO, XPeng и Li Auto**
**XPeng:** В июле 2025 года доставлено 36 717 авто (+229 % YoY) благодаря доступной модели Mona 03; Q2‑выручка выросла на 60 %
**Li Auto:** Июль‑доставки \~30 731 машины (–40 % YoY); оптимизация модельной палитры EV‑версии i8 и фокус на одной модификации
**NIO:** Поменьше объем; специализируется на сменных батарейных решениях и дизайне премиум‑EV.
---
## **Страница 4: Новые игроки и тренды**
### **11. Xiaomi Auto, Leapmotor и другие**
**Xiaomi:** Свыше 30 000 июльских продаж моделей SU7 и YU7; объединяет смартфонные технологии и автопроизводство.
**Leapmotor:** Продажи выросли на 128 % в 2024 году (\~280 к–294 к), развивается в Европе совместно со Stellantis; активен NEV‑клистер в Цзиньхуа ([washingtonpost.com][13]).
**Maextro:** Новый премиум‑бренд JAC + Huawei, выпускающий роскошные EV‑седаны S800 с ценой от \~\$140 000; производственная мощность — до 200 000 автомобилей в год
### **12. Технологические тренды**
**Технологическое превосходство:** Китай лидирует в производстве EV (>60 % мировых) и батарей (>80% ) .
**Инновации:** ИИ‑ADAS, системы свободной автономии (“God’s Eye” от BYD), ультра‑зарядка, умные авто‑интерфейсы, Gigacasting.
**Регулирование цены:** Правительство призывает остановить агрессивные ценовые войны и избыточное производство, стремясь предотвратить экономическую «инволюцию».
---
## **Страница 5: Международная экспансия и риски**
### **Экспорт и геополитика**
* Китай поставил около 6 млн автомобилей за рубеж в 2024 году; Роиссия была крупнейшим рынком (1,16 млн), затем — Мексика, ОАЭ, Бразилия и др.
* Российские власти ужесточили импортные пошлины, ввели высокие сборы за утилизацию (до \$7 000–20 000) для китайских брендов, что резко снизило их экспорт в страну в Q1 2025 на 44 %
* Согласно Autostat и ChinaEVHome, доля китайских брендов достигала 68 % в 2024 году, но в начале 2025 снизилась до \~50 %: спад на фоне ужесточения регуляторной среды и роста кредитных ставок в РФ. В июне 2025 — около 57 % рынка
### **Конкуренция и консолидация**
* Правительство Китая стимулирует объединение игроков и снижение фрагментации отрасли.
* На внутреннем рынке доминируют крупные группы вроде BYD, SAIC и Geely; меньшие бренды вынуждены консолидироваться или уходить с рынка.
### **Вывод**
Китайская автомобильная отрасль сегодня — глобальный лидер по объёмам и инновациям в электромобилях. Государственные, частные и стартап‑игроки формируют эволюционирующий ландшафт: от SAIC и FAW до BYD, Leapmotor, Maextro. Их будущее зависит от сбалансированного сочетания технологического роста, внутренней политики и международных торговых рисков.
Мнение автора может не совпадать с другими, неправильными.
The author's opinion can be different from your one (incorrect, for sure).