Боржоми - городок затерянный в ущелье между гор в центральной Грузии. Городок известен своей минеральной водой (специфический вкус на любителя с привкусом серы но считается целебной), но рассказ не об этом.
В 30 км от Боржоми находится городок еще поменше (около 2000 жителей) - Бакуриани, расположенный на высоте 1700 метров над уровнем моря и на 1000 метров выше Боржоми.
Бакуриани - популярный зимний горнолыжный курорт.
В конце 19 века, более 120 лет назад, местная администрация в целях развития района приняла решение соеденить эти два городка железнодорожным сообщением.
Проектировщики начав изыскания на местности довольно скоро поняли, что из-за уклонов и множественности кривых малолго радиуса стандартная российская колея 1520 мм а так же европейская колея 1435 мм не могут быть применены.
Тогда кто то решил построить узкоколейную железную дорогу с колеей 900 мм. Сегодня уже невозможно узнать, почему была выбрана именно эта колея, а не обычная узкоколейка 750 мм.
Строительство началось в 1898 году и было завершено в 1901 году. На линии было построено несколько мостов, в одном месте требовался относительно длинный и сложный мост, который заказали у Гюстава Эйфеля. Да, у тото самого автора знаменитой Эйфелевой башни. Мост был сделан на фабрике Эйфеля, доставлен из Франции в Боржоми по частям и собран на месте. Он существует и действует по сей день.
В 1902 году на линии было открыто регулярное пассажирское сообщение, и оно действует и по сей день.
Линия претерпела за эти годы только одно существенное обновление. В 1966 году линия была электрифицирована постоянным током на 1500 вольт. Паровозы, которые работали на линии с момента ее открытия, были списаны. Один из них стоит на постаменте на выезде со станции, только к сожалению не поддерживается в должном состоянии.
Вместо паровозов правительство СССР заказало 12 электровозов. Заказ был размещен в Чехословакии на одном из подразделений Шкоды. По заказу построили уникальные для этой линии пассажирские электровозы для работы в горных районах с шириной колеи 900 мм. (ну на самом деле не совсем уникальные а адаптпция промышленного электровоза но изменений очень много). В общем собрали 12 штук и нигде таких больше нет.
Как уже упоминалось, 12 единиц были изготовлены и поставлены в Боржоми. Модель называется ЧС-11 . Работают по сей день. На следующий день после поездки я посетил депо. Всего насчитал 6 в рабочем состоянии и еще 2 списанных. Где остальные неизвестно.
Эта линия - редкий исторический экспонат, где можно увидеть множество деталей и элементов столетней давности. Подвижной состав подерживается на хорошем уровне, но здания станций немного запущены ...
Поезд отправляется не с центрального вокзала Боржоми , а со станции «Боржоми Товарная», примерно в 3 км от центра города. 5 лари на такси (6 шекелей) или 1-2 лари на маршрутке..
Приезжаем на перрон и видим это...
Это кран для заправки паровозов водой. Нет, паровозов нет там с 60-х годов, но кран не сняли. Там еще несколько кранов таких стоят вдоль дороги.
После этого видим поезд. Он примерно в масштабе 1:2 на по сравнению с обычными поездами.
После этого видим локомотив.
Странное зрелище. Под «капотом» находятся компрессоры, электрические и гидравлические системы, резервуары для песка и другое оборудование.
Максимальная скорость 45 км / ч. Мощность 500кВт.
Мы прибыли на перрон намного раньше времени. Рядом с локомотивом сидят двое пожилых людей, курят и разговаривают. Поездная бригада - машинист и помошник машиниста.
Мы с ними немного поговорили, очень приятные люди. В конце беседы машинист приглашает нас на экскурсию в кабине, но не на этой станции, а после того как мы немного отедем.
А пока продолжаю щелкать фотоаппаратом.
По этим пандусам (железяки, валяющиеся в тамбуре первого вагона) ставят сошедший с рельсов вагон обратно на рельсы. Состояние колеи далеко от идеального. Бльшинство деревянных шпал не то чтобы совсем новые...Сходы с рельсов случаются не часто но бывают.
График движения постоянный, 7 дней в неделю, 365 дней в году. 2 пары поездов каждый день.
7:15 и 10:55 Боржоми - Бакуриани
10:00 и 14:15 Бакуриани - Боржоми.
Касс нет, билеты покупаются в самом поезде в кондуктора. Стоимость билета 2 лари. (2,4 шек.)
Время в пути около двух с половиной часов. За два с половиной часа поезд преодолевает 40 км, делает 10 остановок в селах и поселках вдоль линии, скорость движения около 20-30 км / ч.
Карта поясняет, почему скорость движения такая. Мы привыкли рассматривать поезд как нечто, что движется более или менее по прямой. Здесь можно увидеть все что угодно кроме прямой... (железнодорожный путь отмечен черной / белой линией).
Поезд поднимается зигзагом, есть места где с высоты 50 метров можно увидеть участок пути, по которому поезд прошел несколькими минутами ранее.
В начале пути поезд огибает гору, после чего из окон открываются прекрасные виды. Вторая половина маршрута проходит через лес. Можно выйти на открытую площадку тамбура, вдохнуть свежий лесной воздух почувствовать запах природы и потрогать руками ветки.
Здесь видно, что на станции был разобран один путь.
Вид из окна. «Скамейки» у костра, конечно же - деревянные шпалы . Наверное, остались от одного из ремонтов.
Здание вокзала на одной из станций.
На станции Цагвери происходит разъезд поездов. Поднимающийся состав разъезжается со спускающимся. Само собой разумеется, что вся ветка однопутная, поэтому разъезд поездов может происходить только на станции, где имеетя путевое развитие. Оно выгдядит так.
Разъезд поездов:
На этой станции мы поднимаемся в кабину машиниста.
Коротенькое видео:
https://drive.google.com/open?id=1HPME3ygwzCV-21rQVExWuYLrCB5DnOvX Машинист рассказывает про свою работу (4 дня работы, затем два выходных), про местность и про управление локомотивом.
«Рулевое колесо» - это контроллер, у него есть 30 или 35 фиксированных позиций, с помощью которых управляют мощностью двигателя и набирают скорость или применяют реостатный тормоз.
Маленькая ручка под рулем - переключение с переднего на задний ход. Кран справа - пневматический тормоз.
Кабина имеет два одинаковых поста управления, локомотив двухсторонний.
Второй пост управления - по диагонали за спиной помошника машиниста. Когда рычаг хода находится в положении хода вперед, на втором посту он (естественно) автоматически переходит в положение хода назад.
В кабине просторно и достаточно места, но нормальных сидений нет, бригада сидит на высоких «барных» стульях без спинки.
На стоянках поднимают эти стулья на панель как на фото.
После двух перегонов возвращаемя в вагон.
Еще панорамы из окон и неиспользуемое здание вокзала. То есть сама станция используется, а здание вокзала - нет.
Вагоны качаются из стороны в сторону, поезд идет медленно. Поскольку все на электричестве ничего не портит запахи природы. Но все железнодорожные шумуы присутствуют.
В общем за 2 шекеля сложно получить болше удовольствия
Прибываем на конечную Бакуриани.
Электровоз отцепляется и обгоняет состав по второму пути чтобы прицепиться с другой стороны.
Конечно все делается вручную - сцепка, расцепка, перевод стрелок.
Летом в Бакуриани делать особо нечего. Можно подняться по канатной дороге еще выше , можно немного прогуляться, вернуться в Боржоми можно на такси - это займет всего 40 минут.
Перевод моей собственной писанины с иврита Гугл Транслейтом...